«Крысолов» — странный фильм даже по меркам Уэса Андерсона и Роальда Даля, и даже в контексте сборника короткометражек, снятых первым по произведениям второго, которые сейчас транслируются на Netflix. После «Чудесной истории Генри Шугара» и «Лебедя» это третья короткометражка в сборнике, и в некотором смысле самая формально смелая и неоднозначная. Концовка «Крысолова» вызывает больше вопросов, чем дает ответов, но мы готовы помочь ее понять.
Оглавление
Объяснение концовки «Крысолов»
Эта история в общих чертах рассказывает о двух англичанах из рабочего класса в исполнении Ричарда Айоаде и Руперта Френда, которые прибегают к услугам крысолова, присланного из Управления здравоохранения, чтобы уничтожить грызунов, угрожающих местному сеновалу.
Крысолова играет Ральф Файнс, который в предыдущих фильмах Даля играл самого Даля. Он создает причудливую фигуру, немного похожую на крысу, поскольку считает, что нужно превратиться в этих существ, чтобы лучше охотиться и убивать их.
Как Крысолов убивает крысу?
У Ловца крыс есть разные проверенные способы борьбы с грызунами, но ни один из них в фильме не срабатывает. В отчаянии он пытается доказать свою правоту, заключив пари с Клаудом, что сможет убить крысу, не используя ни рук, ни ног. Своими острыми, похожими на крысиные, резцами он кусает крысу и, предположительно, съедает ее, потому что, когда он заканчивает, то ее нет, а рот полон крови.
Нет уверенности, что Ловец Крыс действительно съедает крысу. На протяжении всего фильма Андерсон намеренно играет с идеей невидимости некоторых предметов, таких как банка с ядом, живая крыса и хорек, которых Крысолов достает из своих пещерных карманов. Если бы крыса просто исчезла, чтобы мы не видели ее мертвой, в этом было бы столько же смысла, сколько и во всем остальном.
Крыса, которую в конце концов убивает Крысолов, показана в милой анимации, напоминающей «Фантастического мистера Фокса», который, по совпадению, был последней адаптацией Андерсоном произведений Даля.
Почему Крысолов уезжает?
После того как ему не удалось убить крыс и произвести впечатление на людей, на которых он работает, Ловец крыс в буквальном смысле слова улепетывает прочь в манере, намеренно созданной для того, чтобы напоминать крысу.
На протяжении всей новеллы Файнс все больше и больше напоминает крысу, и описание его у Даля создает такое же впечатление. Ловец крыс считает, что чем ближе он будет к крысе, тем лучше у него будет получаться их ловить.
Забавная ирония его ухода заключается в том, что он бежал от людей, которых нечаянно заставил бояться — и нет более крысиного поведения, чем это.
Через Ловца крыс Даль повторяет чувства человечества по отношению к грызунам в целом; наше стремление избавиться от предполагаемых «вредителей» и подвергнуть остракизму тех, кто отличается от них.
Что было внутри сеновала?
Лучший твист в короткометражке происходит в самом конце, когда становится ясно, что крысы пировали на трупе, упавшем в сеновал.
Один из методов Ловца крыс заключается в том, чтобы завоевать крыс, оставляя для них кучки овса. После того как они привыкли к такому перекусу, он отравляет овес, чтобы крысы неосознанно убили себя. Однако крысы не едят овес.
Ловец крыс объясняет, что крысы не станут есть овес только в том случае, если они наелись чего-то другого. После ухода Крысолова герои вслух задаются вопросом, не могли ли крысы найти что-нибудь «питательное», а в окне на заднем плане отчетливо виден плакат о пропаже человека.
Забавный факт: в рассказе Роальда Даля «Румминс» подтверждается, что внутри сеновала действительно находится труп.