Лебедь (2023) — объяснение концовки

Второй из четырех короткометражных фильмов Уэса Андерсона, адаптирующих рассказы Роальда Даля для Netflix, «Лебедь» — это милая, но в конечном итоге довольно мрачная сказка, рассчитанная на аудиторию чуть постарше, чем та, с которой Даль ассоциируется больше всего. Благодаря типично двусмысленной режиссуре Андерсона и нарочито метафоричному творчеству Даля, концовка «Лебедя» пронизана символизмом и смыслом, и мы готовы рассказать вам о ней.

Недавно творчество Даля оказалось в центре внимания, когда его самые известные детские рассказы были переизданы с непродуманными правками, предложенными «чувствительными читателями». Можно только представить, что эти читатели сделали бы с его короткими произведениями. Рассказ «Лебедь» взят из сборника «Чудесная история Генри Шугара и еще шести рассказов» и не является таким психоделичным, как некоторые другие короткие рассказы Даля («Глядя на тебя, Кожа!»), но, тем не менее, это иногда неприятное исследование издевательств и травм.

В этой истории юному хулигану по имени Эрни дарят винтовку, и он вместе со своим другом Раймондом отправляется посмотреть, что можно убить из нее, натыкаясь на милого мальчика по имени Питер Уотсон и подвергая его вечерним пыткам ради собственного развлечения.

Объяснение концовки «Лебедь»

Основан ли фильм «Лебедь» на реальной истории?

В отличие от «Чудесной истории Генри Шугара», которая претендует на правдивость в качестве драматического приёма, «Лебедь» действительно основан на подлинных событиях.

В примечании в конце короткометражки говорится, что на создание этой истории его вдохновила новостная заметка, которую Даль хранил в своей «Книге идей» в течение тридцати лет. Более подробно об этом не говорится, да и реальное событие не могло произойти таким же образом по понятным причинам, но в истории Питера Уотсона, безусловно, есть мрачная доля правды.

Как Питер пережил поезд?

Одна из неприятных вещей, которой Эрни и Рэймонд подвергают Питера, — привязать его к железнодорожным путям и ждать, пока мимо проедет скоростной поезд. Питеру удается пережить это, выкопав затылком углубление, опустив его на пару дюймов и повернув ноги внутрь, почти вровень.

Эта садистская пытка — только начало для Питера, которого впоследствии освобождают от пут, но везут к озеру со связанными руками. Несмотря на протесты Питера, двое мальчиков прицеливаются в лебедя на озере и стреляют в него, отправляя Питера за трупом, во время чего он обнаруживает, что тот охранял своих цыплят.

Эрни отрезает у лебедя крылья, привязывает их к спине Питера и велит ему забраться на верхушку плакучей ивы, спрыгнуть и расправить их. Когда Питер отказывается прыгать, Эрни стреляет в него, попадает в ногу и оставляет висеть на ветке, которая в итоге начинает ломаться.

Умирает ли Питер в конце «Лебедя»?

В фильме судьбу Питера оставляют намеренно двусмысленной. В заключительной части рассказа точка зрения переключается на самого Даля, который описывает, как Питер падает с дерева, расправляет крылья, кружит над деревней и в конце концов разбивается о землю в саду своей матери.

В оригинальной истории Питер выживает. Подразумевается, что так будет и в этом пересказе, поскольку рассказчик истории — это взрослая версия Питера, повествующая о событиях, произошедших с ним в детстве.

Что символизирует лебедь?

И в юном, и во взрослом варианте Питер предстает с лебедиными крыльями, что является очевидным визуальным признаком травмы, оставшейся с Питером в его взрослой жизни.

Лебеди могут олицетворять множество вещей. Часто они — из-за своей первозданной белизны — тесно ассоциируются с целомудрием и чистотой, а в некоторых случаях и с процветанием. Однако в этой истории более значимым аспектом визуальной метафоры можно считать прорастание крыльев. Часто это означает вступление в самостоятельную жизнь или, возможно, потерю невинности, что очень подходит к истории Питера.